/Занятия и игры для детей/Детские книги

Это страшное слово «комиксы»

Довольно часто среди родителей бытует мнение о комиксах, как о лёгком жанре, мало того, как о жанре, не заслуживающем внимания, вроде сериала третьего сорта или жёлтой прессы. Кто-то уверяет, что, читая комиксы вовсе не нужно думать, кто-то говорит, что они, мол, все страшные, третьи просто считают это пустым, совершенно бесполезным чтением, не «развивающим». Связано это, наверное, с тем, что киоски переполнены одинаковыми комиксами о супергероях или по мотивам сюжетов Диснея, а по-настоящему хорошие и интересные комиксы надо ещё поискать. Предлагаю это сделать и найти, на что стоит обратить внимание, ведь в каждом жанре есть свои жемчужины.

А оно нам надо?

Кто-то может быть спросит, зачем вообще обращать внимание на эти истории в картинках, когда полно других хороших книг, где много букв? Во-первых, по той простой причине, что одни хорошие книги какой-то разновидности вовсе не отменяют существование совершенно других хороших книг. Во-вторых, хорошее о комиксах пишет знаменитых Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» (он резонно предполагает, что плохое о них все и так уже знают).  

Отчасти увлечение младших школьников комиксами он объясняет тем, что это чтение не связанное с обязательными школьными занятиями, это собственный добровольный выбор ребёнка. Очень ли этот выбор плох? Посмотрите сами:

«Прежде всего от него требуется уметь находить и распознавать в чередующихся ситуациях персонажи, твёрдо помнить, кто есть кто, несмотря на имеющиеся позы, выражения лиц, а иной раз и цвет, значение которого ребёнок сам же и истолкует: красный – злость, жёлтый – страх… (…) Каждому персонажу необходимо дать собственный голос. (…) Когда между персонажами происходит диалог, ребёнок должен уметь определить, кому принадлежат реплики, понять, в каком порядке они следуют… не одновременно ли произносятся – может быть, пока один персонаж говорит, другой думает, или думает одно, а говорит другое, и так далее (…)

Чтобы восполнить пустоту между одним рисунком и другим, требуется активная, сверхактивная работа воображения. В кино или на телевизионном экране образы сменяются беспрерывно, действие – сплошное. В комиксе же действие, начавшееся на первом рисунке, уже на втором, минуя промежуточные стадии, может завершиться. Персонаж на первом рисунке горделиво гарцевавший на коне, на втором – валяется в пыли: момент падения – целиком плод воображения. Само действие не показано, виден только его конечный результат. Предметы всё время меняют ракурсы, надо представить себе, какой они проделали путь от первоначального положения к новому. Всю эту работу должен проделать мозг читателя. Если кинематограф можно уподобить обычному тексту, то комикс – стенографической записи: чтобы получить текст, её ещё надо расшифровать.

Одновременно читатель не должен упускать из виду обведённых «облачками» надписей, он обязан ухватывать их стилистические оттенки (не спутать «плюх» с «вжик») и определять их происхождение. (…)

Полностью же сюжет слагается только лишь после того, как воображение соединит воедино все компоненты – субтитры, диалоги, звуковые комментарии, рисунок и цвет, выстроив в сплошную линию многочисленные чёрточки сценария, канва которого в течение долгого времени оставалась неуловимой. Читатель – главная фигура, только благодаря его усилиям приобретает смысл всё, что содержится в комиксе: характеры действующих лиц – они не описаны, а выявляются через поступки, вытекающие отсюда взаимоотношения, и, наконец, само действие, предстающее перед читателями скачкообразно.

Для шести-семилетнего ребёнка это, как мне кажется, занятие достаточно трудоёмкое, требующее усиленной работы мысли и фантазии, независимо от уровня и содержания самого комикса.»
(Цитирую по изданию: Джанни Родари. Грамматика фантазии. – М.: Самокат, 2011. С.177-179, выделение моё – Е.Ш.)

В общем, если верить Джанни Родари, а говорит он достаточно убедительно, то стоит пополнить детскую библиотеку парой-тройкой достойных изданий в жанре комикса. Отчасти для разнообразия, отчасти для работы детского воображения, а ещё потому, что многие дети просто любят читать комиксы.

Комиксы для небольших

Кто нарисовал первый в мире комикс, никто точно не знает, но многие считают его создателем немецкого поэта Вильгельма Буша. Именно он придумал и нарисовал множество хулиганских и сатирических историй, в которых каждая картинка сопровождалась рифмованной подписью. Это повод в качестве первого комикса для малыша купить один том или сразу двухтомник с собранием стихотворений Вильгельма Буша в переводе Андрея Усачёва, изданный ТриМагом (Буш В. Макс и Мориц и другие истории для детей. — М.: Мелик-Пашаев, 2011.). Истории о двух несносных хулиганах Максе и Морице, которых в итоге смололи на мельнице, или сказка о двух собаках Плюхе и Плихе, которых наоборот не один раз спасли, остроумные и не без общественного вызова. Не стоит их, конечно, рекомендовать самым маленьким, а вот читателям 4-7 лет и старше они могут прийтись по вкусу. Но в историях Вильгельма Буша не хватает классических для комиксов «пузырей» с текстом, так что обратимся к более современным примерам историй в комиксах.

Оказывается, в жанре комиксов отметилась такой всеми любимый классик, как Астрид Линдгрен. История про необыкновенную девочку Пеппи Длинныйчулок существует не только в виде обычной сказки, но и в виде комикса, автор текста которого – Астрид Линдгрен, а художник – Ингрид Ванг Нюман. Книга в прошлом году была издана в переводе Л.Горлиной: А.Линдгрен И.В.Нюман «Пеппи Длинныйчулок. Большая книга комиксов». — М.: АСТ, 2010. В книге комиксов о Пеппи шесть глав – «Приезд Пеппи», «Пеппи справится с любым делом», «Пеппи – самая сильная в мире», «Пеппи устраивает прощальный пир», «Пеппи идёт в море», «Пеппи не хочет взрослеть». В них с небольшими изменениями рассказана та же история, что и в привычной нам сказке. Но если уже прочитана сказка, то стоит ли обращать внимание на комикс? Во-первых, нужно учесть, что именно такого рода комикс хорош для начинающего читателя 6-7лет: текста там немного, персонажи знакомые и любимые, ситуации близкие детскому сердцу, форма подачи очень интересная. По всем параметрам это отличная книга для чтения после букваря.  Во-вторых, такая книга может стать хорошим сборником иллюстраций к вашему любимому тексту.

   
Не так давно в России появилось новое издательство «Zangavar», одна из задач которого изменить культуру отношения к комиксам в нашей стране «в сторону более серьёзного и благожелательного». Не откладывая дела в долгий ящик, они выпустили комиксы о муми-троллях: Янссон Т. Муми-тролли : полное собрание комиксов в 5 томах : [т. 1]. — М. : Zangavar, 2010.  Как и в книгах, Туве Янсон не только стала автором текстов к комиксам, но и художником. Так истории о муми-троллях продолжили свою жизнь не только как герои всеми любимых сказок, но и в комиксах. В отличие от предыдущего издания, в комиксах изложены совершенно новые истории любимых героев, ничего общего не имеющие с любимыми нами сказками. В книге четыре комикса, в первом из которых муми-троль знакомится с фрёкен Снорк, во втором – находит своих родителей, в третьем семейство проводит летний отпуск на Ривьере, а в заключительном, как это было и в книгах, муми-тролли пускаются в путешествия и приключения. О достоинствах и недостатках текстов этих историй уже немало сказано критиками, от себя могу добавить лишь то, что данная книга – лучший подарок всем поклонникам муми-троллей и что, как и предыдущая, она скорее всего пригодится начинающему читателю. Вслед за этим красивым томиком издатели обещают выпустить ещё четыре книги комиксов любимой финской сказочницы. 

Если ребёнок не любит читать беллетристику, а предпочитает издания научно-популярные, то и здесь создатели комиксов не остались позади. Два года назад издательский дом Вильямс, который специализируется в основном на издании компьютерной литературы, выпустил серию из 5 энциклопедий в комиксах:
Почему? Человек. — М.: Вильямс, 2009
Почему? Животные. — М.: Вильямс, 2009
Почему? Динозавры. — М.: Вильямс, 2009
Почему? Вселенная. — М.: Вильямс, 2009
Почему? Планета Земля. — М.: Вильямс, 2009
Авторы книг не указаны, но сказано, что книги изначально написаны в Корее, соответственно мы имеем шанс узнать, как корейские дети узнают о мире вокруг и внутри себя. Надо сказать, что довольно интересно: в каждой из книг главные герои Маша и Саша знакомятся с определенной темой под руководством умного и знающего наставника. На протяжении пяти книг Саша и Маша узнают о вымерших и современных животных, устройстве Вселенной и нашей планеты, анатомии человека. Может кому-то из родителей эти энциклопедии не покажутся очень серьёзными, нарисованы они и правда не без юмора, но на самом деле это вполне полноценные детские энциклопедии, в которых сообщается куча разных сведений, а, прочитанные с интересом,они и запомнятся надолго, это точно.

Для тех, кто постарше


Даже если дети уже подросли, это не повод совсем отвернуться от комиксов. Совсем наоборот, ведь это по большей части взрослый жанр, и именно для выросших читателей созданы самые интересные комиксы. 

Детям среднего школьного возраста (да и их родителям) наверняка смешно будет рассматривать истории о похождениях кота Саймона. Комиксы про это ненормальное и чрезвычайно наглое животное созданы по следам популярнейших мультфильмов. В издательстве Гаятри вышло уже целых два тома уморительных похождений этого самого кота. Комиксы про Саймона без текста, т.е. это сплошные истории в картинках, полные юмора для тех, у кого чувство юмора уже есть. (Саймон Толфилд. Кот Саймона. – М.: Гаятри. 2009; Саймон Толфилд. Кот Саймона. Сам по себе. – М.: Гаятри. 2010).


Также старшеклассников может заинтересовать такая необычная разновидность комикса, как графический роман. Такое название носит длинное повествование в комиксах, обычно это несколько историй объединённых одними героями, расположенных в хронологической последовательности. Графические романы появились в США в 40-е гг. прошлого века, а сейчас наиболее яркие произведения этого жанра стали переводиться и издаваться в России. Существуют графические романы на основе популярных литературных произведений, например, графический роман по роману Йона Колфера «Артемис Фаул»: Йон Колфер, Э. Донкин. Артемис Файл. Графический роман. – М.: Эксмо, 2010. или для любителей отечественного производителя комикс по произведению Б.Акунина: Борис Акунин, Алексей Кузьмечев. Азазель.- М.: Олма-Пресс-Экслибрис, 2004, в котором описана первая часть похождений сыщика Эраста Фандорина. Есть среди графических романов и совершенно оригинальные произведения, к примеру, серия о похождениях легендарного властителя снов Песочного человека, которая вышла из-под пера культового автора Нила Геймана или роман-триллер «1602» того же автора… Впрочем, эти графические романы созданы уже для взрослой аудитории.

    

Многие знают, что в Японии комиксы-манга широко используют в образовательном процессе. Существуют даже исследования, в которых утверждается, что в нарисованном виде информация усваивается легче и быстрее, чем из текста, видимо, смотреть как-то проще, чем читать и воображать. Этим воспользовались японские художники и педагоги и создали множество учебников в стиле манга. Издательство «Додэка – XXI век» этими учебными пособиями восхитилось и решило подарить хотя бы часть из них русским читателям, запустив серию книг «Образовательная манга». В магазинах уже продаются такие учебники-манга, как «Занимательная статистика» (Син Такахаси. Занимательная статистика. – М.: Додэка-XXI век, 2010), «Занимательное электричество», «Занимательная механика» и «Занимательная астрономия». На сайте издательства сказано, что серия будет пополняться, скоро появятся новые книги по математике и физике, всего же планируется 22 книги. Все книги проекта «Образовательная манга» адресованы старшеклассникам и взрослым читателям, на сайте издательства сказано, что как в Японии, так и в других странах эти пособия имеют большой успех и могут послужить хорошим подспорьем для усвоения сложных наук.

  

Остаётся надеяться, что даже противники комиксов найдут в этой публикации что-то полезное для себя, возможно, изменят своё мнение об «историях в картинках» в лучшую сторону и пополнят домашнюю библиотеку парой удачных изданий. Хотя бы для того, чтобы иметь перед глазами ещё один пример синтетического искусства, сочетающего в себе литературу и рисунок.

26.05.2011
Евгения Шафферт
Блог "Наша детская библиотека"




  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь