/О детях/Школа

Первый раз в первый класс: а смысл?

 
Меньше месяца осталось до этого волнующего всех – и детей и взрослых – события. Бантики девочкам, костюмы мальчикам, начищенные туфли обоим полам и – вперёд, за знаниями!
 
По крайней мере, такова официальная доктрина  «школоисповедания»: школа – оплот знаний. Если не фактических знаний о том, как устроен наш мир, то неких знаний социальных, в каком-то смысле приспособленческих и адаптивных. Разумеется, у этой доктрины есть свои поборники – те, кто предпочитает давать своим детям домашнее обучение, но сейчас не об этом.  Сейчас я приглашаю вас подумать о смысле предстоящего  вам и вашим детям события.
 
Для того, что бы в чем-то найти смысл, особенно в историческом явлении, необходимо знать историю. Обучение в школе, явление, безусловно, историческое – и по значимости, и по годам своего существования в человеческой цивилизации. Еще бы! Жить и есть хотелось всем – а не имея специальных навыков выжить представляется затруднительно. Детей с определенного возраста отдавали в обучение: кто к философам, кто к ремесленникам, но дети шли учиться. Искать достоверные упоминания первого учебного года невозможно – обучению столько же лет, сколько и человечеству. А вот обучению школьному, обязательному для всех (кроме тех, кто выбрал домашнее обучение и тех, кто живет в слишком уж суровых и далеких лесах и степях) лет гораздо меньше. Фактически на наших территория спасибо за школьное образование необходимо сказать Советской власти и тем ученым-психологам, которые работали при Советах. При них же, опираясь на исследования  целой плеяды значимых для всего мира ученых, введен и возраст, в котором дети начинают ходить в школу. Шесть-семь лет. Цифра взята эта не с потолка, а в результате долгих и многочисленных исследований психологии развития личности. Эта наука знакомит нас с различными потребностями в различных возрастах и  сообщает, среди прочего, что возраст шести-семи лет и дальше, является тем возрастом, когда значимость семьи для ребенка стремительно снижается, уступая место общению со сверстниками.  В этой среде, среди сверстников, ребенок осваивает навыки, которые понадобятся ему во взрослой жизни: это и основы конкурентной борьбы (извините за прямоту), и навыки товарищества, способность реагировать с коллективом или против него, обучение взаимопомощи и «подставам» - в общем, всему тому, что ему, ребенку, встретится в дальнейшем, уже по-взрослому. В зависимости от того, как быстро ребенок сможет приспособиться в этой новой среде сверстников, довольно, между прочим, непростой среде, зависит уровень его адаптации сначала в школе, а, затем,  и во внешнем мире, уже взрослом.  Впрочем, все не так плохо – типичный «ботаник» может найти за стенами школы себе занятие по своим талантам и уровню адаптации и в конечном счете быть гораздо счастливее, чем те, кто мешал ему адаптироваться в школе.
 
Опять же придумали это не мы – обучать жизни в социуме. Придумали это наши предки, костей которых уже и не сыскать. Мы же этому процессу дали красивое научное название – инициация. Инициация в древности предполагала много различных неприятных, с нашей точки зрения, мероприятий, таких, что нашим детям и не снилось. В разных странах происходило это по-разному, у мальчиков и девочек также инициации были различны. Так, девочки в результате инициации должны были научиться усидчивости, монотонности, пребыванию в одиночестве, а мальчики – борьбе за мясо и с врагами. Нынешняя школа представляет в каком-то смысле растянутую во времени инициацию-обучение и мальчиков, и девочек. Вообще, к сожалению, все инициации сейчас смыты и не имеют яркого выражения: выпускной из садика, первое первое сентября, выпуск из младшей школы, выпуск из старшей школы, вступительные экзамены, армия (если будет) – ни один из этих «моментов» жизни не отвечает всем требованиям инициаций, и ребенок в результате не проходит необходимые для здоровой психике посвящения в тот или иной уровень социума и застревает на каком-то уровне, где были встречены наибольшие инициационные сложности. Впрочем, это повод для отдельной беседы.
 
И самое первое первое сентября – это всего лишь первый, крохотный шаг во взрослую жизнь, за ним последуют другие. Но этот момент – отрыва от привычной схемы с няньками и «воспиталками», пусть даже в легком, диетическом варианте – весьма важен для психики как ребенка, так и его родителей. Фактически смысл   самого первого первого сентября – это оторвать ребенка от родителей и научить его жить самостоятельно.
 
И уже тут многое зависит и от родителей – готовы ли вы признать свое чадо взрослеющим, готовы ли вы его отпустить и позволить встретиться с «репетицией» взрослой жизни, порой очень сложной «репетицией» или нет. Видите ли вы в этом смысл, или нет.
 
 
23.08.2012
Кристина Вязовская
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться